28 августа – 90 лет со дня рождения Юрия Валентиновича Трифонова (1925 —1981) — советского писателя, мастера «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР.
«Для того, чтобы понять сегодня, надо понять вчера и позавчера»
Ю.Трифонов
Юрий Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве в семье большевика, партийного и военного деятеля Валентина Андреевича Трифонова. В 1937 году были арестованы отец и дядя писателя, которые вскоре были расстреляны. Мать Юрия Трифонова также была репрессирована, и отбывала срок заключения в Карлаге.
Ещё в школе Юрий Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. История семьи художественно нашла отражение во многих произведениях Трифонова.
В 1942 году, в эвакуации в Ташкенте, Трифонов окончил среднюю школу. По возвращении в Москву работал на авиационном заводе. Окончил Литературный институт им. А.М.Горького в 1949 году. Публикация романа «Студенты» в 1950 году принесла молодому прозаику известность - он был отмечен Государственной премией.
После первого успеха Трифонов долго и трудно искал свою тему в прозе, вырабатывал собственное видение жизни. В течение 18 лет Трифонов был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого журнала и крупных газет на Олимпийских играх в Риме, Инсбруке, Гренобле.
С 1952 года начались поездки Трифонова в Туркмению на строительство Туркменского, а потом Каракумского канала. Поездки продолжались около восьми лет. Итогом их стали сборник рассказов «Под солнцем» и роман «Утоление жажды». Реабилитация Валентина Трифонова в 1955 году дала возможность Юрию Трифонову написать документальную повесть «Отблеск костра» на основе сохранившегося архива отца. Она посвящена кровавым событиям на Дону.
Трифонов является одним из основателей особого направления новейшей русской литературы — «городской прозы», в которой он создал собственный мир. Его книги объединены не столько общими, переходящими из одной в другую персонажами-горожанами, сколько мыслями и взглядами на жизнь и героев, и автора. Главной задачей литературы писатель считал отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека. Трифонов прожил в Москве всю свою жизнь. Он любил, знал и старался понять свой город. Возможно, поэтому цикл его городских повестей о жизни столичной интеллигенции критика назвала «московским».
Самую большую славу писателю принесла повесть «Дом на набережной». В ней описывается быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя Трифонова тоже проживала в этом же доме.
Исповедальный роман Трифонова «Время и место», в котором история страны передавалась через судьбы писателей, при жизни Трифонова напечатан не был. Он был опубликован после смерти писателя в 1982 году с существенными цензурными изъятиями. Писатель стремился собрать воедино времена, свидетелем которых был сам: конец 1930-х годов, война, послевоенное время, оттепель, современность. «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Цикл рассказов «Опрокинутый дом», в котором Трифонов с нескрываемым прощальным трагизмом рассказывал о своей жизни, также увидел свет уже после смерти автора, в 1982 году.
В 1980 году по предложению Генриха Белля Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии. Шансы были весьма велики, но смерть писателя в марте 1981 года перечеркнула их. В 1987 году журнал «Дружба народов» напечатал роман «Исчезновение», который писатель не успел закончить.
Весь творческий путь Трифонова, от раннего романа «Студенты» до посмертно опубликованного романа «Время и место» (1981), посвящен поиску воплощения Времени – в сюжетах, характерах, стиле. «Потому что все состояло из малого, из ничтожного, из каждодневного сора, из того, что потомкам не увидеть никаким зрением и фантазией».
Трифонов постоянно сопрягал разные эпохи, устраивал «очную ставку» разным поколениям — дедам и внукам, отцам и детям, обнаруживая исторические переклички, стремясь увидеть человека в самые драматичные моменты его жизни — в момент нравственного выбора.
Творчество и личность писателя Трифонова занимают особое место не только в русской литературе XX века, но и в общественной жизни. Трифонов, помогая осмыслить время, протекающее сквозь всех нас, был личностью, которая заставила оглянуться на себя, кого-то лишая душевного комфорта, кому-то помогая жить...
Умер Юрий Трифонов в Москве 23 марта 1981 года.
Приглашаем любителей чтения на выставку литературы «Мальчик из Дома на Набережной», посвященную юбилею писателя.