28 /29 февраля – 95 лет со дня рождения Федора Александровича Абрамова (1920–1983), русского писателя
«Все мы растим и поливаем духовное древо человечества.
Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать
духовное древо, так человечество погибнет».
/Федор Абрамов/
Абрамов Фёдор Александрович [29.2.1920, д. Веркола Пинежского уезда Архангельской губ.— 14.5.1983, Ленинград; похоронен в д. Веркола] — прозаик, литературовед, публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960—1980-х годов.
Родился он в многодетной крестьянской семье. С малых лет испытал все тяготы и радости крестьянского труда. Трудолюбие, воля, мужество будущего писателя — от тех детских лет. А душу формировали суровая требовательная мать и особенно — добрейшая набожная тетушка Иринья. От нее получил Абрамов «первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки». Навсегда поразил мальчика местный святой — отрок Артемий Праведный, во имя которого был создан Веркольский монастырь в XVII в. Среднюю школу окончил с отличием в Карпогорах в 1938 и сразу поступил на филологический факультет ЛГУ. Во время учёбы познакомился со своей будущей женой Людмилой Крутиковой (впоследствии — литературным критиком, исследователем творчества Бунина).
С первых дней Великой Отечественной войны уходит добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Дважды тяжело ранен, второй раз чудом избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по «Дороге жизни» через Ладогу. Весной 1942 после долечивания в госпиталях вернулся на родную Пинегу, где ему открылась еще одна народная трагедия — «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве. Эти впечатления легли в основу первого романа «Братья и сестры» (1958).
В апреле 1943 направлен в контрразведку «Смерш». Впечатления от работы следователем контрразведки отражены в неоконченной повести «Кто он?». После демобилизации (окт. 1945) — учеба в университете, аспирантура при кафедре советской литературы, защита кандидатской дисертации по творчеству М.Шолохова, работа на кафедре советской литературы (1951-1958).
В середине XX в. он познал новые беды и трагедии народные — не только крестьянские, но и городские, драмы недоверия и подозрительности к военнопленным, к находившимся в оккупации.
Почти каждое произведение Абрамова, кроме первого романа, проходило трудно: «бои» в редакциях и цензуре, атаки проработочной критики. Особенно разносной была критика повести «Вокруг да около» (1963): озлобленный клеветник, очернитель, смакует недостатки, искажает жизнь. Было сочинено обвинительное письмо от имени односельчан «Куда зовешь нас, земляк?» В итоге Абрамов исключен из состава редколлегии журнала «Нева». А повесть принесла Абрамову мировую известность. Она была переведена в Англии под названием «Хитрецы», затем издана во многих странах. Ее ставили в один ряд с рассказом А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Тетралогия Абрамова, названная по первому роману, — «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1973) — значительное произведение второй половины XX в.— по охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров. Объединенные общими героями и местом действия (северное с. Пекашино) романы Абрамова повествуют о 30-летней судьбе русского крестьянства, начиная с военного 1942. Более 25 лет создавалась эта тетралогия, и автор вместе с любимыми героями искал ответа на мучительные вопросы: что же такое эта Россия? Что мы за люди? Почему мы буквально в нечеловеческих условиях сумели выжить и победить врага и почему в мирное время не смогли накормить людей, создать подлинно человеческие отношения в обществе, основанные на братстве, взаимопомощи, справедливости?
Не уступают романам повести, рассказы, публицистика Федора Абрамова. В них тоже — не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации. О том — лучшие повести «Пелагея» (1969), «Алька» (1972), «Деревянные кони» (1970) (по этим трем повестям режиссером Ю.Любимовым в 1974 был создан спектакль в Театре на Таганке), «Мамониха» (1980), не опубликованная при жизни писателя «Поездка в прошлое». В рассказах тоже встает многоликая Русь с ее разнообразными характерами и судьбами. Зачастую рассказывают о себе сами герои, преимущественно русские женщины, много пережившие на своем веку. Лучшие из них — «Пролетали лебеди» (1964), «Из колена Авакумова», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый» (1979), «Бабилей» (1981), «Куст рукотворный» (1982), цикл «Трава-мурава» (1955-83), а также «Старухи» (1969) и «Франтик» (1984), увидевшие свет только в 1987.
Публицистика Абрамова, его статьи, выступления на съездах, юбилеях, на встречах с читателями пронизаны страстью проповедника, стремлением призвать читателя и слушателя к прозрению, самоочищению, к активным действиям во имя возрождения России, народа, человека. Особенно нашумело знаменитое письмо Абрамова землякам «Чем живем-кормимся» (1979). Обращенное непосредственно к веркольцам, опубликованное впервые в районной газете «Пинежская правда», оно получило широкую огласку. «Молвлено на Пинеге — аукнулось по всей стране».
В архиве Абрамова сохранилось много незавершенных произведений. Самые значимые из них — повести о войне («Белая лошадь», «Кто он?»), статья «Так что же нам делать?», путевые заметки о пребывании во Франции, Германии, Финляндии, Америке, роман «Чистая книга». Тысячи страниц с наблюдениями, прозрениями и предостережениями. В путевых заметках Абрамов постоянно сравнивал экономику и духовное состояние общества в передовых странах с Россией и провидчески предупреждал об опасностях однобокой буржуазной цивилизации, когда наряду с высоким уровнем жизни, успехами в технике господствуют зачастую прагматизм, эгоизм, бездуховность.
Лучшим и главным своим произведением Абрамов считал роман «Чистая книга», материалы к которому он собирал 25 лет. Задуманная эпопея представляла Россию за четверть века (1905-1930), все социальные слои общества, людей разных верований и убеждений. Самая яркая фигура в книге — Махонька (прототип ее — великая пинежская сказительница Кривополенова). Такой великой и самобытной личности не было еще в литературе. В ней увидел Абрамов безграничные возможности человека, силу духа, нравственную чистоту, умение нести свет и добро людям. Она равнодушна к богатству, ибо уверена: богатство человека в самом человеке. «Будить Человека в человеке» — главное кредо Абрамова.
Лучшие произведения Абрамов были инсценированы во многих театрах страны (Москва, Ленинград, Архангельск, Саратов, Новгород, Ярославль, Нальчик, Фрунзе, Алма-Ата, Кишинев). Самые успешные и долговечные постановки — «Братья и сестры», «Дом» — принадлежат ленинградскому режиссеру Льву Додину.
Абрамов награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», лауреат Государственной премии СССР (1975, за трилогию «Пряслины»).
В 1987 в веркольской школе создан Литературно-мемориальный музей Абрамова. Именем Абрамова названы улицы в Верколе, Карпогорах,Архангельске. Имя Абрамова носит школа в Верколе, библиотеки в Карпогорах и Санкт-Петербурге. В 2000 в Архангельске учреждена Всероссийская литературная премия им. Фёдора Абрамова. Имя Абрамова присвоено малой планете № 3409.
В Приозерской межпоселенческой районной библиотеке творчество Федора Абрамова представлено следующими сборниками произведений: «Братья и сестры», «Деревянные кони», «Дом», «Были-небыли», «Чистая книга» и др.