31 мая - 125 лет со дня рождения классика русской литературы XX века Константина Георгиевича Паустовского.

Русский писатель Владимир Солоухин отмечал: «Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе».  

Композитор Дмитрий Шостакович признавался, что многие его произведения были навеяны чтением Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский (1892 - 1968) родился 31 мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье, но детство и юность его прошли в Киеве.  Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. В семье любили театр, много пели, играли на рояле. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место -   после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. Еще в последнем классе гимназии, напечатав свой первый рассказ (он назывался «На воде»), Паустовский решает стать писателем, но считает, что для этого надо многое пройти и увидеть в жизни. После окончания гимназии он два года пробыл в Киевском университете, а затем в 1914 году он перевелся в Московский университет и переехал в Москву. Но начавшаяся мировая война не позволила ему завершить образование, он ушел на фронт санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах, и многие вспоминали потом добрым словом умелые руки этого человека.

Паустовский сменил множество профессий: был вожатым и кондуктором московского трамвая, учителем русского языка и журналистом, рабочим на металлургических заводах, рыбаком. С 1923 года он несколько лет проработал редактором  РОСТА. Редакторская хватка сохранилась у Паустовского на всю оставшуюся жизнь - он был внимательным и чутким читателем молодых авторов. В двадцатые годы его творчество выразилось в сборниках рассказов и очерков «Морские наброски» (1925), «Минетоза» (1927), «Встречные корабли» (1928) и в романе «Блистающие облака» (1929). Их герои – это люди романтического склада, не терпящие повседневной рутины и стремящиеся к приключениям. О детстве и юности писатель вспоминал в книгах «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики». В 30-е годы Паустовский обращается к исторической теме и жанру повести («Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть»). К этому же времени относятся произведения, которые считаются образцами художественно-познавательной прозы: «Колхида» (1934), «Черное море» (1936), «Мещерская сторона» (1930). В творчестве Паустовского впервые органически сливаются в одно целое повесть, очерк, краеведческое и научное описание. Повести «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934) принесли ему известность. В них окончательно определилась главная идея творчества писателя – человек должен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет. Для того чтобы написать повесть «Кара-Бугаз», Паустовский объехал почти все побережье Каспия. Многие герои повести – лица реальные, а факты – подлинные.

С 1934 года произведения Паустовского в основном посвящены описанию природы и изображению людей творческого труда. Он открывает особую страну Мещеру – местность, расположенную к югу от Москвы – край между Владимиром и Рязанью, - куда приехал впервые в 1930 году. Мещерский край Паустовский называл своей второй родиной. Там он прожил больше двадцати лет и там, по его словам, прикоснулся к народной жизни, к чистейшим истокам русского языка. «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю, - писал Константин Георгиевич. - Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда». Здесь было всё, что привлекало писателя с самого детства, - «глухие леса, озёра, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы». Паустовский писал, что Мещере он «обязан многими своими рассказами, «Летними днями» и маленькой повестью «Мещерская сторона». Обладая могучим воображением и натурой страстного путешественника, Паустовский заново открыл целый край и подарил его миллионам читателей как драгоценную жемчужину природы.

За годы своей писательской жизни он был на Кольском полуострове, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладожское и Онежское озера, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, на чудесном нашем северо-западе – в Пскове, Новгороде, Витебске, в пушкинском Михайловском, в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии. Впечатления от этих многочисленных поездок легли в основу многих его рассказов и путевых очерков. Каждая его книга – это собрание многих людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков. Писателя всегда притягивало творческое начало в личности. Поэтому многие наиболее близкие автору герои – именно творцы: художники, поэты, писатели, композиторы... Важной частью творчества Паустовского стали художественные биографии «Орест Кипренский» (1937), «Исаак Левитан» (1937) и «Тарас Шевченко» (1939), а также сборник эссе «Золотая роза», посвященный теме литературы, прекрасной сущности писательского труда. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков коротких, но живописных биографий писателей, с которыми был либо хорошо знаком лично - Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий, либо тех, чье творчество особо его очаровало - Чехов, Блок, Мопассан, Бунин и Гюго. Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценимое Паустовским. А еще он писал о простых и безвестных – о ремесленниках, пастухах, паромщиках, лесных объездчиках, сторожах и деревенских детях.

Паустовский был великолепным рассказчиком, он умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Всю силу своего воображения он стремился направить на то, чтобы увидеть необычайное в обычном и обычное в необычайном. Поэтому совершенно не случайно, что он стал писать и для детей. Константин Георгиевич Паустовский был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер». Атмосфера доброты, юмора наполняет рассказы и сказки Паустовского о животных. Много раз издавались в сборниках и отдельными книжками сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша» и другие.

Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте. Писал корреспонденции, очерки, короткие зарисовки и рассказы. Одновременно создавал роман «Дым Отечества». В нем он возвращался памятью к Ленинграду, его волновала и одновременно восхищала судьба города, зажатого в блокаде, но сумевшего выстоять. В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Писатель много путешествовал по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. В 1965 году Паустовский жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других произведений. С 1945-го по 1963-й годы Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга скитаний».

В историю отечественной литературы Константин Георгиевич Паустовский вошел как неподражаемый мастер слова, великолепный знаток русской речи, пытавшийся сохранить ее свежесть и чистоту.

Скончался Константин Георгиевич Паустовский 14 июля 1968 года в Москве, похоронен на кладбище Тарусы. 24 августа 2012 г. был торжественно открыт памятник писателю на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых он изображен со своей любимой собакой.

«Почему так любят Паустовского? Почему его книги неизменно вызывают чувство нежности, глубокой симпатии? Почему радостное волнение вспыхивает в любой аудитории, едва упоминается это имя? Можно по-разному ответить на этот вопрос: его любят потому, что его произведения выразительны, полны чистоты. Его любят потому, что он – художник с головы до ног, он артистичен, изящен. Его любят потому, что его книги интересуют всех, потому, что по каждой строке, по каждой странице видно, что ему самому необычайно интересно писать – и это мгновенно передается читателю…» Валентин Каверин

В фондах Приозерской межпоселенческой районной библиотеки творчество Константина Паустовского представлено собранием сочинений автора в 9-ти томах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2024 МКУК «Приозерская межпоселенческая районная библиотека»
188760, Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Калинина, 20
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МКУК «Приозерская межпоселенческая районная библиотека» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.